Меню сайта
«Днесь спасения нашего главизна…»

В день двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в нашем храме была отслужена Божественная Литургия и водосвятный молебен.

Накануне совершалось праздничное всенощное бдение с литией.

«…Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы» указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории и буквально означает: «Радостная весть Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?

Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.

Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.

«Ангел, войдя к Ней, сказал:

«Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»

Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:

«Не страшись, Мариам,

ибо Ты обрела милость у Бога:

и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,

и наречешь Ему имя: Иисус.

И будет Он велик,

и назовут Его Сыном Всевышнего.» <…>

И сказала Мариам ангелу:

«Как же будет это, если Я не знаю мужа?»

И ангел сказал Ей в ответ:

«Дух Святой сойдет на Тебя,

и Сила Вышнего осенит Тебя,

потому Дитя Твое будет свято

и наречется: Сын Божий.»<…>

Тогда Мариам сказала:

«Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал.»

И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).

О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание», как поется в одном из богородичных гимнов.

Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение.

 «Сегодня — начало нашего спасения…», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю…»

По материалам  сайта Омской епархии